Водный путь на о. Путсаари, идущий от Сортавала и Лахденпохья, проходит по длинным и узких проливам шхер. С южной стороны есть удобная и защищенная от ветров бухта, несколько бухточек с северной стороны облегчают выход на берег.
Северо-восточная часть острова Путсаари севернее залива Лауринлахти характеризуется разнообразием производных сосновых, еловых, хвойно-лиственных лесов хорошей сохранности. На открытых прибрежных скалах встречаются комплексы растительности с охраняемыми видами. Обитают 11 охраняемых в Карелии видов, в т.ч. 6 – сосудистые растения, 1 – мохообразные, 4 – лишайники.
В 2021 году на острове Путсаари произошел крупный пожар. Площадь, пройденная огнём, составила примерно 100 гектаров.
В документах Валаамского монастыря Путсаари именуется островом Святого Сергия. Сохранилось описание острова, сделанное Валаамскими монахами в 1878 году: «Остров Святого Сергия находится от монастыря на расстоянии 18 верст водяным путем на северо-западную сторону. От берега отделяется проливом шириною в 1 версту. Окружность его 15 верст. Прежнее его название было «Путосари», а затем назван «Сергиевским» во имя преподобного Сергия. Местность его превосходна и величественна: удивительной красоты гигантские каменные горы высотою саженей в 30. Отвесною стеною, как бы непобедимые крепости, они стоят в линию одна против другой. Поверхность их зеленеется лесами и разными растениями.
У подножья гор красиво расстилаются зеленые поля и луга, и разнородные леса, между тем, нередко встречаются и озерки, наполненные разной рыбой, и на поверхности этих озерков встречаются во множестве утки и гагары. Въезд с озера во внутренность острова широким и глубоким заливом на протяжении одной версты. В устье залива с западной стороны, на высокой каменной горе, называемой «Елеонская», стоит деревянная часовня во имя преподобного Сергия, Валаамского чудотворца. С другой же стороны на горе, называемой «Крестовая», установлен величественный каменный крест высотою 10 аршин».
В XVI веке на острове находился скит Валаамского монастыря, но в XVII веке он был разрушен. В 1896 году на Путсаари началось строительство нового скита с кирпичным храмом по проекту архитектора В.И. Баранкеева. И сейчас остров знаменит церковью Преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Разработки камня на острове Путсаари также связаны с деятельностью Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.
Большая часть исторических каменоломен 1870-1910-х годов («Монастырская», Крестовая и «Карьерная») находится в юго-восточной части острова Путсаари, вдоль берега залива Лауринлахти («Монастырского») и на мысе Пуликанниеми, недалеко от скита. Здесь добывались блоки темно-розовых, серовато-розовых и розовато-красных гранитов преимущественно с порфировидной структурой, размером от 1х1х1.3 м (ломка «Монастырская») до 1х1х2 м (ломки «Крестовая» и «Карьерная»).
Порфировидные розовые и красные граниты острова Путсаари в Санкт-Петербурге использованы в сооружении постамента памятника Екатерине Великой на площади Островского (1869-1873 гг., М. Микешин, Д. Гримм, В. Шретер, Г. Балушкин, Н. Осетров).
В архивах Нововалаамского монастыря (Финляндия) сохранились сведения, о том, что с 1869 по 1871 годы на острове Св. Сергия (Путсаари) добывала гранит артель под руководством Гавриила Афанасьевича Балушкина – санкт-петербургского купца второй гильдии, известного каменщика и подрядчика скульптурных работ. Он стал особенно известен после того, как исполнил в 1844-1849 годах вместе со своими работниками из сердобольского (сортавальского) гранита колоссальные фигуры Атлантов (скул. А.И. Теребенев) перед портиком Музея Императорского Эрмитажа. Балушкин с товарищами не только добывал гранит на острове Путсаари, но и перевозил его на своих судах в количестве «от пяти до десяти и более грузов» в год, платя за каждый груз монастырю по 100 рублей вперед».
На острове Путсаари из красно-розового порфировидного гранита в 1879 году выполнен постамент Поклонного креста. На постаменте выбито: «Поставлен сей крест в память утверждения сего геймата за Валаамским монастырем в 1878 году государем императором Александром Николаевичем Всея России», и ниже «Сооружен в 1879 году».
Из такого же гранита на острове Путсаари выполнена часть цоколя церкви Преподобных Сергия и Германа Валаамских.
На северном берегу острова Путсаари монахи и трудники Валаамского монастыря выламывали блоки светло-серых, нередко гнейсовидной текстуры и с гранатами, гранитоидов, немного похожих на типично «сердобольские граниты» с месторождений островов Риеккалансаари и Тулолансаари. Возможно, их стали добывать для Санкт-Петербурга еще в конце XVIII века, о чем в 1785 году писал Н.Я. Озерецковский.
На Валааме и в Санкт-Петербурге такие граниты с острова Путсаари были известны под названием «монастырских гранитов». Их могли путать с типично «сердобольскими гранитами», которые отличались однородностью и меньшим размером кристаллов. Вероятно, под термином «монастырские граниты» выступают гранодиориты, плагиограниты и гранатсодержащие гранитоиды второй фазы. Часто они имеют слабо выраженную гнейсовидную текстуру, иногда в них наблюдаются крупные кристаллы малинового граната, придающего ещё большую декоративность постройкам из этого камня.
По данным В.В. Гавриленко, каменоломни «монастырских гранитов» острова Путсаари представляют собой уступы на крутых прибрежных скалах (от 1 до 3-4 уступов в разных местах), высотой до 3 — 5 м каждый. Поверхность уступов часто наклонена в сторону берега – очевидно, для удобства транспортировки отбитых каменных блоков. Сами эти блоки, отбитые, но не вывезенные, в изобилии разбросаны на поверхности уступов и спусков к воде. На их поверхности видны следы шпуров, по которым блоки отделяли от массива. Форма блоков обычно изометричная, а размеры не превышают 1 м, хотя встречаются и более крупные плиты гранитов.
«Монастырские граниты» широко применялись практически во всех сооружениях Валаамского монастыря. Из них на острове Валаам выполнены: поклонные кресты (1890-е гг.); колонны перед входом в «Царские келии» (1890-е гг.); цоколь, лестницы, колонны с арками церкви Святого Христова Воскресения, подпорная стенка террасы, цоколи жилых и хозяйственных построек скита Христова Воскресения (1901-1906 гг., В.И. Баранкеев); цоколь и полы, базы колонн Спасо-Преображенского собора (1887-1896 гг.); базы колонок часовни «Всех скорбящих радость» (1896 г.); цоколь Внешнего каре монастыря; цоколь и столбы ограждения часовни Знамения Богородицы (1862 г., А. М. Горностаев); цоколи Водопроводного (1860-1864 гг.) и Работно-конюшенного домов (1878-1881 гг.); цоколь, лестница и столбы ограждения церкви Св. Николая Чудотворца (1853 г., А. М. Горностаев); колонны и лестница перед входом в церковь Всех Бесплотных Сил Небесных (1849 г., А. М. Горностаев) и части цоколя ограды скита Всех Святых; колонны перед входом в церковь Преподобных Отцов в Посте и Молитвах Просиявших (1876 г., Г.И. Карпов); столбы ограждения террасы, постаменты крестов на Игуменском кладбище; столбы ограждений Парадной лестницы (1877 г.), «Монастырской» террасы и «Трехарочного» моста.
Серые граниты острова Путсаари нашли себе применение и в Санкт- Петербурге. В 1883 -1907 годах ими был облицован цоколь Храма Воскресения Христова (А. Парланд, И. Макаров).
В городе Лахденпохья розоватые порфировидные и серые граниты острова Путсаари использованы в кладке лестниц и цоколя лютеранской кирхи (1844-1850 гг., К.Л. Энгель).
Остров Путсаари, расположенный недалеко от г. Лахденпохья в открытой части озера, впечатляет размером и красотой.
Фотогалерея
1/10
—